Интеллигентный форум
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Музыкальный звук

Участников: 3

Страница 1 из 9 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  Следующий

Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Музыкальный звук

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:09 pm

Тема создана Дмитрием Ивановичем 26.9.2010 на когда-то существовавшем форуме 1001.ru
Восстановлена из архивов, сохранённых и любезно предоставленных Дмитрием Ивановичем.
А также дарится мной Дмитрию Ивановичу совершенно безвозмездно! Даром!
И всем остальным кто её станут читать.
А может и продолжать?..


Последний раз редактировалось: Сергей (Сб Апр 28, 2012 9:37 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 26.9.2010, 17:16

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:09 pm

Дорогие друзья!

По-моему, подобной темы ещё не было.
Нет, конечно же - есть тема "Хобби", но она универсальная.

А звук - много чего в себя включает - я имею звук, имеющий отношение к музыке, к мультимедиа - тот, что нас окружает.

Качественный звук - что это такое?

Частотный диапазон - от 20 герц до 20 000 герц - воспринимает человеческое ухо - от низких частот до самых верхних - это в теории.

На практике - в зависимости от возраста - чаще встречается от 40-60 Гц до 10 килокерц (с возрастом чувствительность падает в области самых верхних частот).

Однако, сколько всего Но...

Можно характеризовать звук - как "глубокий", "насыщенный", "плотный", "звенящий", "металлический", "глухой", "дребезжащий", "бубнящий", "мягкий".

Может быть, для кого-то это и всё равно - не различают.
А другие люди сильно различают.
Стерео-звук, квадра-фонический. Сейчас - 5+1, 7+1 - домашний кинотеатр, колонки, фазоинверторы, сабвуферы, пассивные панели, лабиринты, рупоры - чего только не используется в терминах "акустика". Кроссоверы, эквивалентные объёмы - можно продолжать до бесконечности терминологию в такой науке, ака "Акустика".

Именно она - акустика - главный элемент для восприятия нами хорошего звука - будь хоть какая хорошая аппаратура, но без тех самых колонок - из которых исходит звук - сводится на нет любые потуги получить хорошее восприятие звука.

Вот - уважаемый Дирижаб, помню, на форуме изобрёл, вернее, усовершенствовал схему усилителя, от чего многие хотят, чтобы у них было такое же качество.

Дело не только в усилителях, но в этой самой акустике - в динамиках, которой продаётся великое множество - такое же множество цен на разные виды этой самой акустики.

Колонки для компьютера - считалось раньше, что не может ПК обеспечить хороший звук, колонки были так себе, но сейчас уже совершенно другие требования. Музыкальные центры всё больше заменяются акустикой для компьютера. Да и выбрать не так просто - от бюджетных моделей до самых навороченных.

Звук - своими руками или покупать?
Наушники или колонки?
И т. д.

Может быть, тема не совсем для форума, но у каждого есть компьютер, у каждого есть в нём звук - от самого примитивного - из динамиков монитора, до более - менее неплохого - из колонок.

А музыку хочется слушать качественную, чтобы воздействовала на наш организм, вызывала положительные эмоции, да и соседей не очень доводила.

Да...

Ваше мнение, господа?

Делимся впечатлениями, если есть желание, конечно же.
Вот - товарищ Дирижаб - один из новаторов хорошего звука, насколько я понял - в области электроники.

Может быть и в области акустики кое-что новое у кого?
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 26.9.2010, 18:15

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:11 pm

У нас в Челябинске HI-END занимается фирма "АС". Я хорошо знаю их разработчика электроники звукового тракта. Он был моим, так сказать, учителем по аналоговой схемотехнике. http://3vuk.ru/ Там на сайте общаются крутые спецы. Очень много информации. Правда, нет готовых схем. Но, там такие спецы, что им важнее принципы. Реализовать принципы в реальные схемы для того уровня инженеров не составит проблемы.

Для начала, уж, я расскажу о том казусе, почему ламповые усилители, как считается, лучше транзисторных.
Несмотря на тот факт, что транзисторные усилители имеют меньший коэффициент нелинейных искажений THD, звук ламповых усилителей оказывается лучше. Почему?
Прежде чем вы на него ответите надо заглянуть в учебники физики за 6,7,8,9 классы. Ответ там.
Перемещение диффузора динамика подчиняется закону Гука. И пропорционально приложенной силе к диффузору.
Эта сила создаётся взаимодействием магнитных полей постоянного магнита и катушки. Это сила Лоренца. Она прямо пропорциональна протекающему через катушку току.
Следовательно, перемещение диффузора будет пропорционально силе тока через катушку.
Вывод: динамик должен быть подключен к такому усилителю, который обеспечивает на выходе ток, пропорциональный напряжению на входе усилителя.
Коассический транзисторный усилитель таковым не является. Он обеспечивает не ток, а напряжение на выходе, которое пропорционально входному напряжению.
Если учесть тот факт, что динамик не является чисто активным устройством. Импеданс сильно зависит не только от индуктивности катушки, но и от самой механической системы диффузора. И может принимать временами даже отрицательные значения.
Закон Ома здесь НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ!
Учтя это, можно выполнить усилитель мощности по схеме Источника Тока, Управляемого Напряжением. Тогда вне зависимости от характера изменения импединса динамика имеет строго нужное значение тока.
Включаем фонограмму - и слышим с транзисторного усилителя тот самый "ламповый" звук. Даже ещё лучше благодаря тому, что транзисторный усилитель сам по себе превосходит по качеству ламповый по параметру THD.

Мораль такова - физику надо учить в школе. Пригодится.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Ольга Станиславовна 26.9.2010, 18:37

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:12 pm

Нифига не понимаю в герцах, и физику знала так себе, но музыку обожаю!!!! Качественное звучание просто завораживает! Спасибо мужу, он у меня с отменным слухом, да и в технике силен! Аппаратуру всякую любит, колоночки, усилители..... и всякое такое. Меня всегда привлекает к этим тонкостям, что-то объясняет, показывает, а я так, ценз еще тот, хотя слушатель благодарный!
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 26.9.2010, 18:45

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:15 pm

Цитата(Dirizab @ 26.9.2010, 19:15)
Мораль такова - физику надо учить в школе. Пригодится.

Да, уважаемый Дирижаб, трудно сомневаться в Ваших познаниях о способах корреляции входного напряжения и выходного тока усилителя - спору нет.

Опять же - несмотря на прекрасную осведомлённость Вас и спецов того самого форума по ссылке, приведённой Вами, думаю, что всех желающих (в России и за пределами) Вы не обеспечите своими разработками, несмотря на уникальность Ваших схем.

Я ведь не зря говорил - дело не только в усилителях, но и в динамиках - в колонках - хоть какой идеальный усилитель Вы не предложите, но та же физика, которую Вы прекрасно учили с 6 класса будет говорить, что существует упругость воздуха, гибкость, и объёмы колонок всё же будут влиять - взять хоть 1-2 литровые компьютерные колонки, запитываемые от Вашего усилителя или 50-100 литровые АС, незапитываемые от Вашего усилителя. Думаю, разница будет заметна на слух по НЧ.

Какой бы идеальный усилитель с пропорциональным изменением тока на выходе Вы бы не соорудили, интерференция диффузора динамиков выше поршневого диапазона его действия, а так же многочисленные внутренние отражения и некачественный корпус сведут на нет все Ваши усилия по сооружению идеального усилителя - ну представьте - (крайний вариант) - подсоединить к нему наушник с мембраной от старого телефона - магнитоэлектрический или довоенный громкоговоритель уличный.

Думаю - не оценит народ Ваших талантов в этом случае.

Здесь, на форуме, не спецы собрались, поэтому хотелось бы поговорить о том, что доступно, что можно купить и от каких ошибок бы застраховаться при этом.

А Вы, как я понимаю, в рекламе не нуждаетесь - это уже давно известно многим.
Разумеется - форумов полно специальных.
Но вот - для неспецов поговорить о звуке, поделиться впечатлениями (даже неглубоко изучивших физику подобно Вам) было бы полезно.

Ведь есть и любители химии, математики, гуманитарии, не все же специалисты по физике (с 6 по 9 класс, как Вы упомянули).

А так - конечно - учить материальную часть надо - даже не имея слуха, ещё весьма полезно знать, насколько Вы продвинуты в области конструирования усилителей нового типа с пропорциональным изменением тока на выходе, в зависимости от входного напряжения - это, думаю - многие поняли.
Shocked Razz
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 26.9.2010, 18:49

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:17 pm

Цитата(Ольга Станиславовна @ 26.9.2010, 19:37)
Нифига не понимаю в герцах, и физику знала так себе, но музыку обожаю!!!! Качественное звучание просто завораживает! Спасибо мужу, он у меня с отменным слухом, да и в технике силен! Аппаратуру всякую любит, колоночки, усилители..... и всякое такое. Меня всегда привлекает к этим тонкостям, что-то объясняет, показывает, а я так, ценз еще тот, хотя слушатель благодарный!
Уважаемая Ольга Станиславовна, спасибо за Ваше мнение - оно очень ценно!

Именно это и хотелось бы услышать от обычных людей, не конструкторов.

У Вас есть муж, хорошо разбирающийся в акустике, благодаря ему Вы наслаждаетесь хорошей музыкой.

Я тоже люблю и любил музыку - играл в прошлом в ансамблях, немножко был меломаном (детска болезнь),
Но некачественный звук не очень хорошо переношу - раздражает.

Чем грешат пластмассовые корпуса телевизоров - насколько противный бубнящий звук у них - даже в отличие от старых - в деревянном корпусе.
А уж из того, что продаётся - надо выбирать и выбирать!

Спасибо за Ваше мнение!
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 26.9.2010, 21:55

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:18 pm

Ещё один маленький секрет.

Как с выхода звуковой карты получить хороший звук?

Ответ: Установите программу "Foobar". Это проигрыватель аудио.
Будете приятно удивлены, что даже MP3 192 килобита в секунду зазвучат!
Стандартный микрософтовский проигрыватель не понятно что делает со звуком.
Разница впечатляет!

У меня стоит "Foobar 2000".
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 26.9.2010, 22:22

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:20 pm

Цитата(Dirizab @ 26.9.2010, 22:55)
Ещё один маленький секрет.

Как с выхода звуковой карты получить хороший звук?

Ответ: Установите программу "Foobar". Это проигрыватель аудио.
Будете приятно удивлены, что даже MP3 192 килобита в секунду зазвучат!
Стандартный микрософтовский проигрыватель не понятно что делает со звуком.
Разница впечатляет!

У меня стоит "Foobar 2000".

Спасибо!

Пробую разные - удобный, но не лучший каталогизатор Media Monkey, но лучше (сейчас стоит) - AIMP_2.
Не грузит систему.
А вот хвалёный Winamp никогда не устраивал - открывается долго, грузит тяжко, мусора после себя оставляет немеряно (пользуюсь специальными деинсталляторами - Ashampoo Uninstaller, ZSoftUninstaller) - так после стандартной деинсталляции - после Winamp/а остаётся мусора до 1500 файлов в корзине, ещё плюс к этому - замусоренный реестр.

Нет - не то всё это.

А Вами предлагаемый надо попробовать.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 0:33

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:23 pm

В транзисторах есть два эффекта, которые служат причинами нелинейных искажений.
1. Эффект Эрли.
"так как при увеличении обратных напряжений ширина n-p- переходов увеличивается, а ширина базы уменьшается. Зависимость ширины базы от величины обратного напряжения на коллекторе называется эффектом модуляции ширины базы или эффектом Эрли." http://dvo.sut.ru/libr/eqp/i001eqp1/3-1.htm
Получается, что происходит модуляция коэффициента передачи по току транзистора коллекторным напряжением или током.
2. Эффект Миллера.
Он заключается в том, что при изменении напряжения база-коллектор изменяется и ёмкость коллекторного перехода.
А эта ёмкость образует обратную отрицательную связь. Поскольку ёмкость меняется при изменении напряжения на коллекторе, то и глубина обратной связи так же меняется. Возникают нелинейные искажения.

Далее на рисунке показано каскодное включение транзисторов для подавления эффекта миллера и частично эрли.

Музыкальный звук Cee521228781
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 1:04

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:26 pm

Теперь следует понять что такое ИТУН (источник тока, управляемый напряжением), как его сделать. И чем он отличается от усилителя напряжения.
Музыкальный звук 361c48d54fef
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 11:33

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:29 pm

Реализовать ИТУН проще всего на интегральном усилителе TDA7294.
Если собрана схема правильно, то в наладке не нуждается. Работает сразу.
Дополнительные защиты тоже не обязательны.
Ускоряющий конденсатор в цепи обратной связи не надо ставить.
М микросхеме все коррекции уже есть.
Параллельно диодам моста целесообразно поставить ёмеости.
Я поленился это сделать, так если приложить ухо к молчащему громкоговорителю, то слышен треск частотой 100 герц.
Это помехи вызваны при переключении выпрямительных диодов.

Следует заметить, что если подключать не динамик, а колонки с фильтрами - то это не правильно. Потому, что фильтры для источника напряжения (обычный вариант) будут отличаться от фильтров для источника тока (рассматриваемый вариант.

Что касается колонок, то тут надо много говорить.
Колонки не большой мощности с одним динамиком сделать можно.
Надо выбрать динамик нужного диаметра с хорошим большим магнитом и алюминевой полусферкой в центре диффузора. Эта алюминька и будет воспроизводить верхние частоты. Не так хорошо как "пищалка", но вполне приемлемо.
Музыкальный звук 5371007081ed
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Zadoff 27.9.2010, 12:19

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:30 pm

Пользуюсь VLC вполне доволен. Foobar 2000 попробовал поставить для пробы, так мой XP, не захотел его устанавливать, говорит не нужен он тебе
Видно не дружат они
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 13:01

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:40 pm

Предлагаю построить схему хорошего усилителя на дискретных элементах.
Примем за основу скелетную схему классического дифференциальноно операционного усилителя.
См. вложенный рисунок.
Для начала следует выяснить какие транзисторы и что усиливают.
На полевых транзисторах собраны истоковые повторители. Этот каскад не усиливает по напряжению. А служит для умощнения напряжения на коллекторе VT3.
Каскад на транзисторе VT3 – это усилитель напряжения. Коэффициент усиления по напряжению этого каскада равен отношению сопротивлений резистора в коллекторе к резистору в эмиттере. Коэффициент усиления в пределе для этого каскада может доходить до 400. Предположим, что его КУ равен 50.
В то время как общий КУ по напряжению равен 8 и определяется отношением сопротивления динамика к сопротивлению резистора 1 Ом.
Будет ли усиливать входной дифкаскад по напряжению?
Ответ – НЕТ!
Он будет как раз гасить сигнал во 50/8 раз! Входной каскад имеет коэффициент усиления по напряжению меньше 1!
И искажения поэтому дифкаскад не вносит.
Поскольку усиливает по напряжению один каскад на транзисторе VT3, то и искажения в основном он и создаёт. За счёт эффектов Эрли и Миллера.
Выходной каскад на полевиках – это, собственно истоковые повторители. Они охвачены 100% местной обратной связью. Такая обратная связь уже обеспечивает низкие искажения.
Выходит, что надо решать задачу повышения линейности каскада на VT3 так, чтобы в нём не проявлялись эффекты миллера и эрли.
Музыкальный звук Ba1ac3bcb84f
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 14:51

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:42 pm

Во-первых поставим транзистор VT7 в коллектор транзистора VT3. Таким образом, VT3 будет работать при постоянном напряжении на коллекторе. Ёмеость перехода база-коллектор транзистора VT3 не меняется.
Во-вторых нагрузим коллектор транзистора VT3 стабилизатором тока, который собран на транзисторах VT8, VT9, VT10. Таким образом, транзистор VT3 работает не только при постоянном напряжении на коллекторе, но и постоянном коллекторном токе.
Скажете, как это возможно? Ничего не меняется?
На самом деле ток коллектора VT3 будет изменяться незначительно. Потому, что он должен перезаряжать ёмкости затворов выходных полевых транзисторов. И это изменение намного и очено намного меньше, чем сам ток коллектора VT3.
Таким образом мы пресекли в этом очень ответственном каскаде на транзисторе VT3 эффекты Миллера и Эрли. Каскад не вносит искажений.
Кроме того, коллектор VT3, нагруженный на источник тока образует каскад с усилением по напряжению примерно 16000 раз.
Тогда входной дифкаскад должен гасить усиление в 16000/8 раз! Это увеличивает глубину общей обратной связи всего усилителя. При этом внося ещё меньше меньшего искажений. Дифкаскад не требует никаких ухищрений по повышению линейности. Единственное, запитаем его не резистором, а так же стабилизатором тока на транзисторе VT6.
Применение полевых транзисторов даёт два достоинства.
1. Не требуется тепловая стабилизация тока покоя, так как у полевых транзисторов напряжение затвор-исток увеличивается с ростом температуры. В биполярных как раз наоборот.
2. На постоянном сигнале затворы полевых транзисторов ток не потребляют, так как затворы изолированные. Поэтому имеем хорошую стабилизацию рабочей точки на выходе усилителя.
Музыкальный звук A7a0d22cc2e5
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 27.9.2010, 16:21

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:43 pm

Спасибо, уважаемый Дирижаб, за приведённый схемы и обоснование необходимости применения токового усиления!

Если бы только дело было бы в УНЧ?
Качество звука от многих причин зависит:

1. Источник звука
2. Тракт передачи
3. Входное усиление слабого сигнала
4. Усилитель мощности.
5. Тракт передачи от усилителя к излучателю (колонкам, динамикам).
6. Сами колонки, динамики.
7. Расположение оптимальное их в комнате
8. Расположение слушателя в комнате
9. Мебель, ковры (для хорошей акустики помещения необходимы ковры на стенах)
10. Разнообразные помехи
11. Усталость
12. Возраст (снижается диапазон восприятия).
13. Сосед, что барабанит этажом ниже на ударнике, репетируя, представляя себя рок-музыкантом.

И т. д.

Думаю, что алюминиевый колпачёк звуковой катушки проблему не решит, воспроизводя верхние частоты у низкочастотного динамика (который не может воспроизвести их).
В любом случае, даже если и встроенные фильтры не подходят в колонках - разделение полос, значит надо разделять их (полосы в усилителе) и тогда уже выводить для каждого излучателя - свою полосу.

Используя широкополосник имеем очень много недостатков - в частности - после превышения частоты действия поршневого диапазона, наблюдаются многочисленные провалы и пики из-за интерференции волн в диффузоре.
Пусть идеальный у Вас будет усилитель, но идеальный звук - это сумма всех составляющих, которые я перечислил - не только Ваш замечательный токовый усилитель.

Даже неудачное расположение колонок в комнате - приведёт в ухудшению воспроизведения нижних частот, а если незадепфирована комната коврами - отражения создадут "пещерный" звук или звук ванной комнаты.
Корректировать - да хоть закорректируйся - ничего не выйдет.

Переоценка роли усилителя - это одна - узкая часть хорошего звука - проблему не решит.

Ну и, конечно же, не привязываться к оптимальной зоне стереоэффекта, из которой нельзя сдвинуться на 1 см, (вдруг он пропадёт?) - это детская болезнь (меломания и переоценка панорамного звучания).
Наушники тоже положения не спасут.

Как сказал один знакомый - можно слушать пока "уши не посинеют".

Да и в конце-концов - снизится слух со временем.

Всё имеет значение, не только Ваш токовый усилитель.
Hi-End - это аппаратура от источника до слушателя - всё должно быть Hi-End/ом, даже зал для прослушивания, место и т. д.

Даже рассуждают, что провода к колонкам создают ёмкости, которые влияют на звук.

И уж конечно - низкие частоты одним усилителем никак не решишь.

А приемлемый звук можно достичь не только токовым усилителем, но и более привычными средствами, если помнить, от чего зависит хороший звук.

Да хоть и хороший, было бы что слушать!
Не только Бум-цик, но что-то - заслуживающее любви.

В школьные годы слушали Битлз на магнитофонах с плохими записями (переписывали друг у друга десятки раз), но - собирались вокруг и слушали, получали удовольствие!

А сейчас - как телевидение - аппаратура современная, качественная, только смотреть нечего.

Это так - отвлечение.

А за схемы - спасибо.

Но акустика не меньшую роль играет, если не большую ("с плохим аккумулятором - это не жизнь" (с).

Нет - если использовать только наушники, от которых "уши не синеют" - тогда можно удовлетвориться и полностью оценить Ваш вклад в получение хорошего звука!
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Роман Олегович 27.9.2010, 16:31

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:44 pm

Такой вопрос: есть у меня сравнительно пожилой и "беспонтовый" музыкальный центр Sharp CD-K570, куплен в 1998 году. Мощность 600 Вт PMPO. Значит, примерно 60 честных ватт.
В 2001 году я от большого ума купил по случаю более крупные колонки от более мощного "Шарпа", 1000 Вт PMPO. То есть примерно 100 честных ватт. А старые колонки тут же подарил.
Рассчитывал, что новые колонки с моим центром не вытянут, конечно, полную свою мощность, зато звук будет лучше, "мясистее". Бас-динамики большого диаметра, диффузоры, все дела.
А на самом деле вышло так, что на определённом уровне звука муз. центр просто отключается.
Конечно, понимаю: мощности усилителя не хватает.
Существует ли возможность её увеличить: поменять конденсаторы, блок питания, может, усилить охлаждение, ещё что-нибудь?
Вроде бы и на той громкости, что вытягивает, звучит нормально, но хочется иногда большего.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 27.9.2010, 17:21

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:46 pm

Цитата(Роман Олегович @ 27.9.2010, 17:31)
Такой вопрос: есть у меня сравнительно пожилой и "беспонтовый" музыкальный центр Sharp CD-K570, куплен в 1998 году. Мощность 600 Вт PMPO. Значит, примерно 60 честных ватт.
В 2001 году я от большого ума купил по случаю более крупные колонки от более мощного "Шарпа", 1000 Вт PMPO. То есть примерно 100 честных ватт. А старые колонки тут же подарил.
Рассчитывал, что новые колонки с моим центром не вытянут, конечно, полную свою мощность, зато звук будет лучше, "мясистее". Бас-динамики большого диаметра, диффузоры, все дела.
А на самом деле вышло так, что на определённом уровне звука муз. центр просто отключается.
Конечно, понимаю: мощности усилителя не хватает.
Существует ли возможность её увеличить: поменять конденсаторы, блок питания, может, усилить охлаждение, ещё что-нибудь?
Вроде бы и на той громкости, что вытягивает, звучит нормально, но хочется иногда большего.
Уважаемый Роман Олегович!

Вот такая разница стандартов существует в Мире - раньше у нас такого не было - Гостовские стандарты.
Номинальная мощность - эффективная мощность при которых искажения (нелинейные) не превышают определённого порога - выше неё слушать, значит слушать с искажениями - хрипение начинается.
Максимальная мощность - при которой громкий звук, но искажения велики.
Сунусоидальная мощность - на сколько может воспроизводить синусоидальный сигнал.

За рубежом другие стандарты мощности, особенно указываемые для продажи.
Разумеется всё завышено - это не номинальная мощность, бывает такая мощность, при которой живучесть динамиков - 1 секунда - такой стандарт тоже есть. То есть - не должен сгореть.

Если по ГОСТовскому стандарту была бы мощность 600 ватт - этого бы хватило для озвучивания большого стадиона. На дискотеках хватало мощности усилителей 40-60 ватт. Ну - 100 (в своё время играли в ансамбле).

Для дома - 10-20 ватт, ну пусть - 40 - за глаза. Это очень мощные усилители.

На громкость звука влияет не только мощность усилителя, но и чувствительность динамиков - в ДБ. К примеру - при одной и той же мощности более чувствительные динамики звучат в 2 раза громче.
Есть динамики мощные, но - тихие. То есть - мощность усилителя требуется большая, чтобы их "раскачать".
Нас интересует живой звук, а не паспортная мощность, которая ни в какие рамки не укладывается.

Реклама, что "600 W" или более того - неизвестно какого стандарта, может быть - та мощность пиковая, которую система способна выдержать в течение - 1-3 сек.

У Вас отключались колонки, звук - это значит, что срабатывала защита усилителя - в наших, отечественных - она тоже создавалась - если мощность превышает - защита отключает акустические системы.

Ещё мощность зависит от сопротивления динамиков, колонок.
К примеру - к некоторые усилители (по инструкции) можно подключать только 8-омные колонки, а 4-омные уже нельзя.
То есть - нагрузка 4 ома, значит ток будет в 2 раза больше. Мощность от этого возрастает, но для усилителя это очень вредно - возрастает ток в транзисторах, от которых они могут перегореть (выходные транзисторы).
Вполне возможно, что другие колонки - имеют сопротивление меньше, чем первоначальные.
Вот и срабатывает защита - отключается усилитель.

А то, что не достигается большая громкость - вполне возможно, что чувствительность колонок (громкость динамиков в них) - недостаточная. Есть "громкие динамики", есть "тихие". Может быть, эти системы акустические - хоть и мощные, но тихие, вот Вам и захотелось погромче сделать, они работали на полную мощность, но звук сам из них недостаточно громкий, а усилитель выдавал максимум из возможного.

Тут уж пределы есть.
Выход - для этих колонок - другой усилитель мощности - более мощный. Схему уже не переделаете - там всё рассчитано.
Можно сделать как - мощность часто превышает на низких частотах (бас) - попробуйте ограничить низкие частоты - тембром, вполне возможно - громкость можно увеличить без последствий, а низких частот (бас) - может хватить вполне.

Может быть, перегрузка идёт за счёт низких частот. Обычно - убрал тембр НЧ - громкость можно увеличить значительно - искажения не возникнут на средних частотах и верхних.

Можно измерить омметром (тестером) сопротивление колонок, хорошо бы знать сопротивление Ваших бывших колонок.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 20:54

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:47 pm

Цитата(Роман Олегович @ 27.9.2010, 19:31)
Существует ли возможность её увеличить: поменять конденсаторы, блок питания, может, усилить охлаждение, ещё что-нибудь?
Вроде бы и на той громкости, что вытягивает, звучит нормально, но хочется иногда большего.
Я бы просто внешний усилитель использовал. Ковырять работающую вещь не считаю правильным.
Если самодельный усилитель и не требуется внешнего вида, то это очень дёшево. Практически - стоимость силового трансформатора.
Я не напрягался с корпусом. Просто спаял-скрутил из стеклотекстолита в виде кирпича - и привет. Транс нашёл, как и полагается на свалке - снял с выброшенного телика. То, что купил - стоит около 300 руб. Пара вечеров - и поёт.
Такого класса УНЧ штук наверное 10 будет стоит, который собран китайцем и имеет хороший внешний вид.

При подключении колонок большей мощности отключения происходить не должно.
Причиной этого может быть если, например, старые колонки были 8-омные, а новые 4-омные.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 21:37

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:48 pm

Схему на дискрете я не закончил ещё.
Это ещё не всё. Дальше нам предстоит линеаризовать выходные полевики. Очень оригинальным способом.
Потом расставить номиналы, то есть просчитать схему.
Дополнить всякими нужностыми против возбуждения, блокировочными конденсаторами и прочее.
Думаю, что доведём её до конца.


Ещё одно достоинство, которое я не упомянул, но вспомнил, касающееся применения МОП-полевиков.
Это то, что они сами по себе тянут выходной каскад.
На биполярных это были бы составные транзисторы из трёх аж штук.
Мы же мощный усилитель делаем.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 27.9.2010, 22:35

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:49 pm

Цитата(Dirizab @ 27.9.2010, 22:37)
Думаю, что доведём её до конца.


Ещё одно достоинство, которое я не упомянул, но вспомнил, касающееся применения МОП-полевиков.
Это то, что они сами по себе тянут выходной каскад.
На биполярных это были бы составные транзисторы из трёх аж штук.
Мы же мощный усилитель делаем.
Успехов Вам!

Да, полевики, почти лампы напоминают по принципу действия, за ними должно быть будущее!
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 27.9.2010, 23:33

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:51 pm

Итак, приготовьтесь увидеть страшно сложную схему.
Но страшная она на первый взгляд. Мы её конструировали постепенно. Каждая деталь должна быть обоснована. Ничего лишнего в схеме быть не должно. И когда мы понимаем как она работает и для чего каждая деталь, то схема уже не пугает.

В полевых транзисторах, увы, так же есть зависимость крутизны от напряжения сток-исток. И в истоковом повторителе, несмотря на его охваченность 100% обратной связью напряжение сток-исток меняется. Искажения в этом случае будут.
Как сделать так, чтобы полевые транзисторы работали при постоянных напряжениях сток-исток?
А помните как работает простой параметрический стабилизатор, который вы часто собираете, когда изготавливаете блочок питания, там? Вот там в качестве опорного напряжения мы используем стабилитрон. А выходное напряжение стабилизируется относительно опорного напряжения. Так мы из напряжения с пульсациями получаем хорошо сглаженное напряжение и к тому же не зависящее от тока нагрузки. Это вам известно как 2х2.
Так и тут просто и тупо поступим. Сделаем стабилизаторы напряжений на стоках. Но за опорное напряжение возьмём напряжение на истоках. Ну и что, что опорное напряжение переменное? Стабилизатору это как-то "до фонаря", собственно.
Таким образом, на сколько изменится напряжение на истоке - настолько же оно изменится и на стоке. И всегда разность потенциалов между стоками и истоками будет постоянна.
Посмотрим как это на схеме для полевика VT4.
К истоку присобачиваем стабилитрон, который от плюса запитан через стабилизатор тока на транзисторах VT13 и VT14.
Дальше просто составной эмиттерный повторитель на транзисторах VT11 и VT12. Куда и подключается сток полевика.
Что может быть проще тупого эмиттерного повторителя?
Для полевика VT5 строится зеркально точно такой же стабилизатор.
Вот и всё!

Теперь все каскады усилителя линейны.
А если и что-то из искажений и осталось, так общая обратная связь-то на что?

Музыкальный звук 5d41ae5b5826
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Дмитрий Иванович 28.9.2010, 14:01

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:52 pm

Цитата(Dirizab @ 28.9.2010, 0:33)
Итак, приготовьтесь увидеть страшно сложную схему.
Спасибо, уважаемый Дирижаб!

Не такая уж она и сложная, если сравнивать с другими схемами.
Но сразу разобраться, как она работает - под силу только её создателю - Вам то есть.

Я о другом хотел сказать.

У меня - с незапамятных советских времён усилитель Вега У - 120 Hi-Fi (якобы он соответствует этому стандарту).

Вроде 1 класс по тем стандартам.
Вроде и фирма неплохая была.
Только вот не тянул он никогда на 1 класс и по своим характеристикам.

Никогда от него не слышал настоящих верхних и средних частот, выводил коррекцию тембра по ВЧ на максимум.
А схема там действительно сложная - навороченая, будь здоров - с теми самыми защитами от перегрузок.
Использованы микросхемы (если помните) - К157УД-2 - специально были разработаны для стереоаппаратуры - операционные усилители на 2 канала.

Конечно - АЧХ ни разу не снимал (генератора ЗЧ и осциллографа не было).
Но звучание глухое - басы в норме, но провал на СЧ и ВЧ - не тянет.

Ещё там есть корректирующий усилитель для магнитных головок для винила - если помните.

Так вот - эта коррекция у него постоянно включена - вход от вертушки напрямую идёт и корректируется сразу. А другие входы, чтобы они были без этой коррекции - включены через другую корректирующую цепочку на резисторах и конденсаторах, через делитель напряжения (для ослабления сигнала и нормализации к 500 МВ входа) - всё это потом должно выдавать стандарты от 20 Гц до 20 кГц.

В теории так, но на практике - ничего подобного не было никогда.
А уж схема - очень сложная, выходные - КТ807-809 по-моему (среднечастотники).

И вот так всю жизнь он меня и озвучивал - какие бы колонки не подключал - верхов не было настоящих.

А Ваша схема - это для начинающего - простая (в сравнении).

Вы писали, что плейер Foobar - хороший.

Вот сейчас провёл эксперимент - эту Вегу - в среднее положение - регуляторы тембра - естественно - глухо. Даже на наушники (Sony).

Испытывал одну и ту же композицию с разными плейерами - через наушники:

1. Windows Media Player_10
2. MediaMonkey
3. AIMP_2
4. Foobar.

Итог:

С выхода Веги - глухо и одинаково.
С выхода монитора (он с динамиками, есть выход на наушники) - тоже - чуточку лучше.

Решил напрямую - с компьютера - воткнул в гнездо зелёное.

И... обалдел (почти) - насколько услышал разницу - как с выхода материнки идёт сигнал - без всяких корректировок эквалазером - в среднем положении все движки у каждого плейера были.

В той же последовательности - теми же плейерами (см. список из 4-х) - прослушал одну и ту же композицию.

Наконец-то я услышал настоящие средние частоты и верхние - без всякой коррекции.
Ни один усилитель этого не выдавал.

Да, сразу же план - надо делать "самопал" - пусть в плохом корпусе, но чтобы звучал.
А может быть делать разные и испытывать?

Впрочем - с таким качеством, когда слышны самые верхние - можно и чувствительность к верхним частотам потерять. Старые УНЧ давали мягкий звук - довольно приятный, но лишённый этих средних и верхних частот.
Они тоже выпирать не должны.

Думаю, что надо начать с того, что купить набор УНЧ на микросхеме, трансформатор уж как-нибудь найду, намотаю (опыт есть) - надо делать своими руками аппаратуру.

Вот тогда уж - действительно - услышу, как "каждая трещинка звучит" в колонках.
Ведь даже сам диапазон динамиков не слышен при плохом усилителе - вот оно что.
Ведь среднечастотники - выдают от 65 Гц до 12,5 кГц - если усилитель их воспроизводит, не заваливая - за глаза этот диапазон!

Удачи и успехов Вам в дальнейших изысканиях.

Кстати - у себя завёл папку: "УНЧ Дирижаба" - там сохраняю Ваши схемы...



Хотя - вряд ли буду их реализовать. Надо с другого начать.

Да, мечты - было бы время (которого почти нет).

Да, надо плакат написать: "Даёшь качественный усилитель"!
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 28.9.2010, 15:22

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:54 pm

Цитата(Дмитрий Иванович @ 28.9.2010, 17:01)
...
УНЧ хоть по моей схеме как ИТУН, хоть как усилитель напряжения надо собирать на TDA7294.
Лучше микросхемы пока нет.
Если ИТУН, то надо маеть в виду, что те фильтра, что в колонках надо переделывать.
Наборы продают на ней. Если не охота плату делать.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Dirizab 28.9.2010, 16:02

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:55 pm

Вот, собственно, и конечный вариант, который можно собирать как испытательный.
Это не запущенная схема и требует её понастраивать.
Не искоючено, что некторорые элементы между выходом т вторым транзистором обратной связи не потребуются.
Возможна запитка выходных каскадов от отдельного источника. На схеме питания разъединены, но их можно соединить.
Напряжения питания можно и несколько увеличить. Но следует использовать транзисторы с соответствующим напряжениями на коллекторе. Здесь суммарное напряжение питания 40+40=80В. Транзисторы соответствующие.
Можно использовать и буржуинские транзисторы. Но наши правильнее. Поддержка производителя. К тому же, что у нас есть очень не плохие транзисторы.
Первый подстроечный резистор (дифкаскад) служит для балансировки усилителя.
Второй подстроечный резистор между затворами полекиков служит для установки начального значения сквозного тока.
Я всё не соберусь никак эту схему позапускать.
Однако, мне известно, что приблизительно такие усилители изготавливаются.
Защита выхода от короткого замыкания не требуется. Это же источник тока!
А вот схему подключения и отключения акустических систем сдесь следует сделать посложнее, чем для усилителей напряжения.

Последовательность включения.
Исходно к выходам подключен резистор 10-20-30Ом (?) АС - отключены, Вход УНЧ зашунтирован на корпус (исп. реле).
Шаги разделены во времени.
1. Подано питание
2. Переходные процессы завершились
3. Подключаем АС
4. Отключаем резистор 10-20-30Ом от выхода
5. Расшунтируем вход усилителя

Последовательность выключения заключается в одновременном возврате к исходному состоянию.

Ну, и как обычно, отключение при уходе нуля - обязательно.
Отключение при перегрузке - если будете эксплуатировать на пределе.
Музыкальный звук 6d529a0fe7cc
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Музыкальный звук Empty Автор: Zadoff 28.9.2010, 17:59

Сообщение автор Сергей Сб Апр 28, 2012 5:57 pm

Dirizab пора ник менять на Кулибина.
Я хоть тоже в физике, кое что, ого го. Но наверно вы знаете такие законы, которые физики еще не открыли. И как у вас на все время находится. Увлеченности вашей поражен. Перельман из такого же теста.
Правда мусор выносить тоже нужно вовремя, а не когда у него уже запах пошел.
Сергей
Сергей
Властелин времени
Властелин времени

Сообщения : 1149
Дата регистрации : 2011-06-23
Возраст : 58
Откуда : Челябинск

Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 1 из 9 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  Следующий

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения